Пресса

Творить судьбу своим талантом

Текст: Елена Караколева ◆ Фото: Елена Волочкова, Кристина Калина, Игорь Тимофеев

Вероника Джиоева — одна из самых ярких, харизматичных оперных звезд XXI в., обладатель роскошного лирико-драматического сопрано — стала истинным украшением третьего Балтийского бала  и подарком любителям оперного искусства. Вероника, как волшебная певчая птица, в вечном движении: от города в город, от страны к стране, от одного театра к другому... за ней не угнаться — таков ее стремительный полет, поэтому интервью певица давала по телефону за рулем автомашины...

— Спасибо, Вероника, что нашли время для выступления на нашем Балтийском балу. 

— Я с удовольствием приняла приглашение Александра Смагина выступить на Балтийском балу в Риге в прошлом году, а несколько лет назад я уже участвовала в программе Русского бала в Биаррице. Это мой второй визит в Ригу. Город потрясающий! Вообще, очень люблю Прибалтику. С удовольствием всегда возвращаюсь сюда, когда есть возможность. Конечно, хочется почаще выступать на балах. Чувствую себя принцессой, а когда выступаю — королевой (смеется). Считаю, что балы сегодня нужны: это очень красиво, атмосферно, роскошно.

— Вас с радостью ждет публика лучших оперных сцен мира. Не могу не спросить: какое место в вашей жизни занимает Новосибирская опера, звездой которого являетесь уже 14-й сезон?

— Это первый театр, с которого началась моя карьера. Это как первая любовь. Мне здесь очень легко поет- ся, меня любят и ценят и всегда ждет публика. По- сле окончания Санкт-Петербургской консерватории меня услышал Теодор Курентзис на конкурсе Марии Каллас в Афинах. А когда я попала в Мариинский театр и еще ничего не спела, позвонил Теодор и сказал: «Ты не должна быть там одна из сопрано, у тебя должны быть свои партии». Так я оказалась в Новосибирске в НОВАТ. Очень благодарна Теодору за тот звонок, который дал старт моей успешной творческой судьбе. 

— Однажды вы сказали: «Хочу быть брендовой певицей» — что это значит?

— «Брендовая певица» для меня — это не каприз, а необходимое условие успешной карьеры, чтобы тебя слышали чаще, узнавали, чтобы нравилась истинным ценителям оперы. Сегодня это очень важно. Конкуренция огромная! Оперный рынок переполнен и теми, кто истинно талантлив, и теми, кого активно продвигают за деньги, и это ни для кого не секрет.

— Этим объясняется ваше решение участвовать в телепроекте «Большая опера»?

— Конечно, благодаря этому проекту очень много людей узнали обо мне. Ни для кого не секрет, что классическим певцам очень сложно получить телеэфир, если нет связей. Даже если есть красивый голос и талант, рассчитывать приходилось только на себя. В 2011 году это была единственная возможность получить восемь эфиров. Решила воспользоваться этим шансом и обязательно победить. Хотя меня отговаривали: «Вероника, ты уже лауреат нескольких конкурсов, выступаешь со звездами! Зачем тебе это?» К тому же в это время у меня были важные творческие обязательства: готовилась к премьере «Руслана и Люд- милы» Дмитрия Чернякова в Большом театре, гастро- лировала между записями. Благодарна судьбе за это время, за общение с великолепными артистами, членами жюри: Еленой Образцовой, Тамарой Синявской, любимым Николаем Цискаридзе... 

— Вы обладаете редким по красоте, тембру и силе истинно вердиевским голосом, очень горячая, волнующая на сцене, а в жизни?

— Если у певицы нет большой энергетики, если она не обладает магнетизмом, то, наверное, и на сцене нечего делать. Я действительно очень эмоциональная на сцене, люблю драматические партии с большой амплитудой чувств, с разноплановыми ариями, со сложной драматургией. Такие, как Амелия в «Бале-маскараде» или Елизавета в «Дон Карлосе» Верди, которые я счастлива петь на легендарной сцене Большого театра. Мечтаю исполнить партию Адрианы в «Адриане Лекуврер» Чилеа... И не потому, что мне не хватает эмоций в жизни, в жизни этого тоже достаточно... Меня вдохновляет признание публики, люблю внимание и безумно люблю свою профессию, своих детей, своего зрителя, и очень важно, чтобы любимый мужчина был рядом и поддерживал.

— Мне посчастливилось бывать на ваших спектаклях и немного наблюдать в жизни. Вы очаровываете своим темпераментом, позитивом и женственностью. Очень модная, современная дива!

— Как любая женщина, я люблю красивые вещи, походы в модные магазины. В создании сценического образа мне помогают знакомые стилисты, визажисты, кто-то в Праге, где я живу последние годы, кто-то в Новосибирске. Что касается театра, для меня важно качество и комфорт сценического костюма, как, например, в грандиозной постановке Ильдара Абдразакова «Аттила» Башкирского театра оперы и балета. Мне посчастливилось исполнить партию Одабеллы. Какие роскошные костюмы художника Ивана Складчикова! Даже корона моя была из полудрагоценных камней! Талантливо созданный костюм помогает в воплощении образа, и голос однозначно звучит иначе. Спектакль был показан в марте на сцене Большого театра один раз в рамках «Золотой маски» и имел оглушительный успех. Обожаю Ильдара, певца и человека! Огромный талант и красивый человек! Испытываю невероятное счастье всегда, когда Ильдар приглашает в свои проекты.

—  Творческое общение с большими мастерами чрезвычайно важно для молодого артиста, не так ли? 

Слава богу, судьба подарила удивительные творческие встречи с выдающимися мастерами! С великим Марисом Янсонсом мне посчастливилось петь Татьяну в «Евгении Онегине» в операх Мюнхена и Люцерны с Симфоническим оркестром Баварского радио. А также во Второй симфонии Малера под управлением маэстро с Королевским оркестром Концертгебау в Амстердаме. Я очень дорожила его вниманием, ловила каждое
замечание и совет. Марис Арвидович мечтал исполнить «Реквием» Верди с моим участием, но не успел... Трагедией стал внезапный уход маэстро в прошлом году... Великий дирижер запомнился как очень чуткий музыкант, нежный, деликатный человек с большим чувством юмора.

Большой честью для меня стало сотрудничество с моим великим земляком Валерием Гергиевым и живым классиком, автором оперы «Боярыня Морозова» Родионом Щедриным. С большой теплотой вспоминаю прекрасное время общения с композитором и его музой — неповторимой Майей Плисецкой — во время гастрольного тура по Италии и в Москве!

С величайшим Лео Нуччи посчастливилось выступать в концерте и услышать невероятные комплименты от маэстро! Была польщена до глубины души. Такая поддержка конечно
окрыляет! Господь дал мне счастье выступать с вели- кими мастерами: Марией Биешу, Джоан Сазерленд, Луиджи Альва, Костосом Паскалисом...

— Сейчас у вас пик творческой карьеры. Поражает ваша работоспособность и ответственность.

— Покорить высоту — это не только спеть в престижном театре, но и спеть свою партию на должном уровне. Сейчас очень высокие требования предъявляются оперным певцам: быть работоспособным 24 часа в сутки, с утра быть готовым петь в полной вокальной форме. Помогает и необходим хороший сон, но не всегда удается, особенно когда вылетаешь на самолете рано утром, а днем уже репетиция.

— Вы дважды мама. Как рождение детей влияет на эмоциональное отношение к вашим драматическим героиням?

— Материнство, конечно, привносит в мои образы больше глубины, осмысленности. Но эмоционально сложно петь такие партии, как Анджелика в «Сестре Анджелике» Пуччини или пронзительная Баттерфляй Пуччини, которую я сейчас разучиваю. Многие певицы признаются, что не могут справиться со слезами, когда исполняют эти партии. Такова жизнь, и я должна состояться и как певица, и как мать, и как женщина. Тогда, мне кажется, и на сцене будет что сказать людям.

— Есть что-то в жизни, чего вы боитесь?

—  Чего я боюсь? Боюсь болезней своих близких и того, что, не дай бог, не смогу помочь. Я всегда, приезжая в святые места, прошу только о здоровье себе и близким. Самое главное — здоровье. Тогда и я буду абсолютно счастлива.

—  Какие музыкальные подарки Вероника Джиоева подготовила своим почитателям в нынешнем году? 

—  К сожалению, из-за эпидемии коронавируса в марте были отменены в Большом театре несколько моих выступлений в «Бале-маскараде» Верди. Затем должна была дебютировать в одном из лучших оперных театров мира — в Цюрихе в роскошной партии для див — Аиде — с потрясающим дирижером, лауреатом премии «Грэмми» Марко Армильято. Но там тоже, как и во всей Европе, карантин. Но я уверена, в конце-концов все уладится. Я уже получила приглашение из Оперы Цюриха спеть в следующем году с Анной Нетребко в «Макбете» Верди — постановка режиссера Барри Коски и дирижера Фабио Луизи. Ждут меня на Мальтийском фестивале в гала-концерте. Приглашаю всех на мой дебют на сцене Арена ди Верона в грандиозной постановке легендарного Франко Дзеффирелли «Аида». Это моя давняя мечта спеть в постановке этого великого мэтра.
Летом в Лериче состоится большой музыкальный фестиваль опен-эйр. А в сентябре в опере Хельсинки на- чинается постановка «Трубадура». И вновь встреча с любимым Верди в «Реквиеме» с маэстро Василием Синайским.

Мой фестиваль «Пространство оперы» состоится вновь в Новосибирске летом. 
Два раза фестиваль проходил на моей родине в Цхинвале, один раз — в Москве. Мне помогают близкие, родные и друзья, многочисленные поклонники, которые сопровождают меня на спектаклях и концертах по разным городам и странам. Они меня вдохновляют своей любовью.